Методические пособия и информация для специалистов

Игра «Квадрашка» Использование для детей с ОВЗ.

Учитывая комплексный развивающий характер игры, ее использование рекомендовано для занятий с детьми с особенностями развития.

Для занятий с детьми с нарушениями речи могут быть предложены следующие игры:

  • Игра «Учимся произносить правильно» (для автоматизации звуков)
    На фишке изображена буква (или пиктограмма микрофона). Каждое передвижение фишки сопровождается повторением за педагогом слога с этим звуком. Фишку надо совместить с картинкой, название которой начинается с данного звука. Сюрпризом может быть изображение данной буквы или символ перехода к следующему заданию.
  • Игра «Составь рассказ» (для развития связной речи)
    Пары картинок подбираются с учетом возможности составления связного рассказа (ребенок — куртка и шапка, дерево — желтый лист, туча — дождь и лужа, птица — улетающая стая). Задание после совмещения двух элементов — составить предложение, в конце еще раз повторить рассказ целиком, придумать ему название (Осень). Сюрприз — переход к следующему заданию. Возможно продолжение работы с данной темой, сюрприз — картинка-подтверждение с наличием дополнительных элементов (например, грибы в лесу). Ребенок должен найти дополнительную примету и составить про нее предложение.
  • Игра «Прочти и объясни» (обучение чтению)
    Слово разбивается на два слога. Каждое слово изображается отдельным цветом. Задача совместить два слога одного цвета и прочитать полученное слово. В сюрпризе картинки, подтверждающие правильность прочтения и понимания слов. Ребенку предлагается соотнести картинки и слова.
    Для занятий с детьми с задержками развития данное пособие используется с набором карточек, которые соответствуют более младшему возрасту. Наличие сюрприза помогает ребенку завершить задание при истощении или расстройствах внимания. Квадрашка также может являться стимулом для продолжения занятия по определенной теме.
  • Игра «Исследуй и собери»
    В игре ребенок должен совместить большое и маленькое кольцо одинакового цвета. В сюрпризе находится пирамидка с похожими кольцами. Ребенку дается задание исследовать цвета колец, совместить большие и маленькие кольца одного цвета, а затем собрать пирамидку.
  • Игра «Объясни, как связаны»
    Педагог заранее готовит схему передвижения фишки. Ребенок по данной схеме передвигает фишку и соединяет две картинки (например, топор и дерево; рыба и аквариум). Затем ребенок должен объяснить, чем эти картинки связаны.
  • Игра «Угадай сюрприз»
    Наличие одинаковых сюрпризов помогает ребенку осознать общую тему, над которой он работает. Можно предложить ребенку угадать сюрприз по предложенному заданию. Для этого заранее обсуждаются картинки с изображением темы (цвет, форма, размер; одежда, посуда, транспорт…). Возможно наличие в сюрпризе нескольких карточек.

Для занятий с детьми с нарушением мелкой моторики передвижение фишек является отдельным, достаточно трудным заданием. Поэтому не рекомендуется отягощать его дополнительными интеллектуальными заданиями. Возможно как простое совмещение одинаковых картинок, так и выполнение заданий для детей более младшего возраста.

  • Игра «Какая рука (какой пальчик) самая ловкая»
    Ребенку предлагается выполнение задания отдельно правой или левой рукой, разными пальцами.
  • Игра «Изучаем пространство»
    Используются карточки с одинаковыми картинками, ребенок должен их совместить. В процессе игры ребенок с педагогом проговаривают направления движения фишки (вниз-вверх, в сторону, вправо-влево). Можно параллельно зарисовывать схему движения фишки. А потом выполнять задание по заранее нарисованной схеме.