Для слабовидящих

Для слабовидящих людей желтый цвет — последний цвет спектра, которые они могут видеть. Поэтому серии магнитных карточек для слабовидящих детей именно желтого цвета. Для детей незрячих есть серии магнитных карточек с нанесением шрифта Брайля.

В познании окружающего мира дошкольниками с нарушенным зрением осязание играет особую роль. Посредством осязания ребенок получает основную информацию о форме, структуре и поверхности предметов.

Осязание, иначе — прием и переработка информации, появляющейся в результате активного взаимодействия с окружающей средой, носит активный познавательный характер.

Одновременное использование осязания и неполноценного зрения дает большую полноту восприятия, а также уменьшает время для опознания уже знакомых объектов и создания представлений о незнакомых объектах внешнего мира.

Исследования показывают также, что включение осязания в зрительное восприятие объектов внешнего мира и поврежденного зрительного анализатора в их осязательное опознание увеличивает правильность узнавания и называния.

Игровое пособие игра «КВАДРАШКА» в развитие осязательного восприятия и тактильной чувствительности.

Детям с нарушениями зрения свойственны как снижение темпа и качества приема и переработки информации, так и ограниченность и неполнота формирования образов и понятий. Поэтому в процессе формирования у таких детей образа предмета или явления следует задействовать как можно больше источников информации разных модальностей. Такое игровое пособие как игра “КВАДРАШКА” занимает особое место.

Задача тифлопедагога заключается в уточнении и обогащении представлений, формировании целостных, адекватных действительности образов. Он должен научить детей с нарушениями зрения анализировать получаемую от всех анализаторов информацию и объединять ее в единый образ.

С целью развития осязания и мелкой моторики проводятся специальные занятия, часть времени других занятий также используется для организации упражнений или игровых заданий на развитие осязания. Работа строится на основании программ специальных (коррекционных) образовательных учреждений.

В детских садах в процессе коррекционной работы с дошкольниками с нарушениями зрения активно используются игровые пособия, которые помогают подавать материал в оригинальной форме, активизировать умственные и творческие силы воспитанников, оптимизировать воспитательно-образовательный процесс.

Для более эффективного их использования были разработаны и апробированы разнообразные варианты игр, предложены инструкции, доступные детям дошкольного возраста с игрой «КВАДРАШКА». Работа с пособием строится по принципу от простого к сложному. С каждым новым вариантом содержание игры усложняется, требования к уровню выполнения заданий повышаются, а количество материала увеличивается.

Предлагаем вниманию читателей описание пособий и вариантов тактильных игр с “КВАДРАШКОЙ”.

  • Игра «Пощупай рукой!»
    Цель. Развивать осязание, тактильную чувствительность и тактильную память; учить словесно обозначать качественные признаки поверхностей.

Описание пособия.

На игровом поле находится 15 кубиков. 4 из них имеют рисунок в виде геометрической фигуры или тематического рисунка из дополнительных наборов на магнитах, внутри которых находятся ключи. Чтобы их получить из ячейки ящика, необходимо подвести соответствующий квадрат с ключом. Вынуть фишки нельзя, а можно только перемещать.

Работа с пособием.

Начинается с обследования руками с участием зрения двух контрастных поверхностей (например, гладкая-мягкая, шершавая-ребристая). Педагог пальцами одной руки медленно и легко проводит по одной поверхности и говорит: «Гладкая». Он делает это несколько раз и побуждает ребенка повторить эти действия и слова: «А теперь ты потрогай фишки на игровом поле». К планке соответствия нужно подвести квадрат с ключом с гладкой поверхностью, к планке, на которой находится магнитная карточка похожая на ощупь с данной поверхностью на двигающемся квадрате с ключом.

На следующем занятии педагог предлагает ребенку самостоятельно показать гладкую и шершавую поверхность; еще раз проводится осязательное обследование. На третьем занятии обследование и узнавание поверхностей проходят без участия зрения (глаза ребенку закрывают тканевыми очками или повязкой).

Педагог предлагает потрогать поверхность и сказать, какая она на ощупь. Постепенно добавляются новые поверхности.

  • Игра «Пощупай и назови!»
    Ребенку предлагают потрогать руками поверхности фишек, кубиков игрового поля и сказать, какие они на ощупь. При первом предъявлении обсуждаются материалы, из которых выполнены поверхности. В дальнейшем ребенок должен самостоятельно определить и назвать качественные свойства поверхностей.
  • Игра «Пойми меня!»
    В игре участвуют двое: перед одним ребенком выставлено задание на игровом поле, другой слушает задание. Первый ребенок проводит осязательное обследование игрового поля и должен определить, о какой поверхности идет речь, и подвести фишку к планке соответствия в заявленном порядке.
  • Игра «Найди пару!»
    Ребенку предлагают потрогать руками поверхности фишек, кубиков игрового поля и сказать, какие они на ощупь, кто нарисован на магнитных карточках опираясь только на тактильную чувствительность. Ответить на вопрос педагога, например, “кто, что любит?” и подвести кубики фишки к планке соответствия, например, заяй-морковка и т.д.

Задача игрока собрать все 4 ключа, вставить в соответствующие замки такой же формы, открыть шкатулку и получить приз, празднуя победу!

Применение вышеописанных пособий позволяет педагогу решить задачу развития осязания и тактильного восприятия и повышает мотивацию детей. В результате проводимой работы педагогами, представления детей об объектах и предметах окружающего мира уточняются и обогащаются, речь, образная память, ассоциативное мышление развиваются. Они учатся активно взаимодействовать друге другом, проявлять инициативу, самостоятельность.

Предлагаемые игры также развивают у дошкольников с нарушением зрения компенсаторные механизмы, которые позволяют им создавать более полный образ предметов на основе взаимодействия нарушенного зрения и осязания. Наряду с этим дети начинают активно включать осязательное обследование в самостоятельную познавательную деятельность, овладевают эффективным способом обследования предметов — бимануальным (выполняется двумя руками) и повышают культуру процесса осязания.