For the visually impaired

For visually impaired people yellow is the last color of the spectrum that they can see. Therefore, series of magnetic cards for visually impaired children are yellow. There are series of magnetic cards with the Braille script lettering for the blind children.

Sense of touch plays special role in the process of learning the surrounding world by preschoolers with visual impairment. Through the sense of touch, the child receives basic information about the form, structure and surface of objects.

Sense of touch is otherwise the reception and processing of information that appears as a result of active interaction with the environment and has an active cognitive character.

Simultaneous use of touch and impaired vision gives a greater completeness of perception and also reduces the time for identifying already familiar objects and creating ideas about unfamiliar objects of the surrounding world.

Studies also show that the inclusion of touch into the visual perception of objects of the surrounding world and the damaged visual analyzer into their tactile recognition increases the correctness of recognition and naming.

Using the “Kvadraska” Game book in the development of tactile perception and tactile sensitivity.

Children with visual impairments are characterized by a decrease in pace and quality of information reception and processing as well as by the limited and incomplete formation of images and concepts. Therefore, in the process of forming the image of an object or phenomenon by such children, one should use as many sources of information as possible from different modalities. Such game book as the “KVADRASHKA” game takes a special place in such process.

The task of the visual impairment specialist is to clarify and enrich the ideas, to form holistic, adequate images. He must teach visual impairment children to analyze the information received from all analyzers and to unite it into a single image.

Special lessons are held for the purpose of sense of touch and fine motor skills development. Part of the time of other activities is also used to organize exercises or game tasks to develop the sense of touch. The work is based on the programs of special (correctional) educational institutions.

Game books are actively used in kindergartens in the course of corrective work with preschool children with visual impairments, which help to provide educational material in its original form, to activate mental and creative forces of pupils and to optimize the educational process.

Various versions of games were developed and tested and instructions for children of preschool age for the “KVADRASHKA” game were suggested in order to make its usage more effective. Working with the game book is done on the simple to complex basis. Each new version of the game content gets more complicated, the requirements for the tasks performance level are increased together with the amount of material.

We offer the description of “KVADRASHKA” game books and tactile games variants.

  • The “Touch with your hand!” game
    Goal. To develop feel of touch, tactile sensitivity and tactile memory; to teach to verbally specify the qualitative characteristics of surfaces.

Description of game book.

There are 15 cubes on the playing field. Four of them have a drawing in the form of a geometric figure or thematic pattern from additional sets on magnets, with the keys placed inside of cubes. In order to get them from the box cell, you need to move the corresponding square with the key. You cannot take the markers out, you can only move them.

Working with the game book.

It begins with hand examination involving the vision of two contrasting surfaces (for example, smooth-soft, rough-ribbed). The teacher with the fingers of one hand slowly and easily moves along one surface and says: “Smooth.” He does this several times and encourages the child to repeat these actions and words: “And now you touch the markers on the playing field.” You need to move a square with a key with a smooth surface to the bar of correspondence, precisely to the bar on which there is a magnetic card similar to the touch with this surface on the cube with the key you move.

During the next lesson, the teacher suggests that the child shows smooth and rough surface by himself; tactile examination is once again performed. In the third session, the examination and recognition of surfaces are performed without participation of vision (the eyes of the child are covered with fabric goggles or bandage).

The teacher suggests touching the surface and saying how it feels. New surfaces are added gradually.

  • The “Touch and name!” game
    Child is offered to touch the surface of markers, cubes of the playing field and say what they feel like. The materials from which the surfaces are made are discussed during the first presentation. Further the child must independently determine and name the qualitative properties of surfaces.
  • The “Understand Me!” game
    The game involves two people: one child is given a task on the playing field, the other listens to the task. The first child conducts a tactile examination of the playing field and must determine what kind of surface it is, and bring the marker to the bar according to the declared order.
  • The “Find a match!” game
    The child is offered to touch the surface of the markers, the cubes of the playing field and say what they feel like and who is drawn on magnetic cards relying only on his tactile sensitivity. Child answers the teacher’s question, for example, “who likes what?” and bring the marker cubes to the bar of correspondence, for example, hare-carrots, etc.

The task of the player is to collect all 4 keys, insert them into the corresponding locks of the same shape, open the box and get a prize, celebrating the victory!

Application of the above-described game books allows the teacher to solve the task of developing touch and tactile perception and increases the motivation of children. As a result of work performed by teachers, children’s presentations about objects and things of the surrounding world are refined and enriched, while speech, imaginative memory and associative thinking develop. They learn to actively interact with each other, demonstrate initiative and independence.

The proposed games also develop compensatory mechanisms in preschool children with visual impairment, which allow them to create a more complete image of objects on the basis of the impaired vision and feel of touch interaction. Along with this, children begin to actively include tactile examination in independent cognitive activity. They also master an effective bimanual method of examining objects performed with two hands and improve the culture of the feel of touch process.

Для слабовидящих

Для слабовидящих людей желтый цвет — последний цвет спектра, которые они могут видеть. Поэтому серии магнитных карточек для слабовидящих детей именно желтого цвета. Для детей незрячих есть серии магнитных карточек с нанесением шрифта Брайля.

В познании окружающего мира дошкольниками с нарушенным зрением осязание играет особую роль. Посредством осязания ребенок получает основную информацию о форме, структуре и поверхности предметов.

Осязание, иначе — прием и переработка информации, появляющейся в результате активного взаимодействия с окружающей средой, носит активный познавательный характер.

Одновременное использование осязания и неполноценного зрения дает большую полноту восприятия, а также уменьшает время для опознания уже знакомых объектов и создания представлений о незнакомых объектах внешнего мира.

Исследования показывают также, что включение осязания в зрительное восприятие объектов внешнего мира и поврежденного зрительного анализатора в их осязательное опознание увеличивает правильность узнавания и называния.

Игровое пособие игра «КВАДРАШКА» в развитие осязательного восприятия и тактильной чувствительности.

Детям с нарушениями зрения свойственны как снижение темпа и качества приема и переработки информации, так и ограниченность и неполнота формирования образов и понятий. Поэтому в процессе формирования у таких детей образа предмета или явления следует задействовать как можно больше источников информации разных модальностей. Такое игровое пособие как игра “КВАДРАШКА” занимает особое место.

Задача тифлопедагога заключается в уточнении и обогащении представлений, формировании целостных, адекватных действительности образов. Он должен научить детей с нарушениями зрения анализировать получаемую от всех анализаторов информацию и объединять ее в единый образ.

С целью развития осязания и мелкой моторики проводятся специальные занятия, часть времени других занятий также используется для организации упражнений или игровых заданий на развитие осязания. Работа строится на основании программ специальных (коррекционных) образовательных учреждений.

В детских садах в процессе коррекционной работы с дошкольниками с нарушениями зрения активно используются игровые пособия, которые помогают подавать материал в оригинальной форме, активизировать умственные и творческие силы воспитанников, оптимизировать воспитательно-образовательный процесс.

Для более эффективного их использования были разработаны и апробированы разнообразные варианты игр, предложены инструкции, доступные детям дошкольного возраста с игрой «КВАДРАШКА». Работа с пособием строится по принципу от простого к сложному. С каждым новым вариантом содержание игры усложняется, требования к уровню выполнения заданий повышаются, а количество материала увеличивается.

Предлагаем вниманию читателей описание пособий и вариантов тактильных игр с “КВАДРАШКОЙ”.

  • Игра «Пощупай рукой!»
    Цель. Развивать осязание, тактильную чувствительность и тактильную память; учить словесно обозначать качественные признаки поверхностей.

Описание пособия.

На игровом поле находится 15 кубиков. 4 из них имеют рисунок в виде геометрической фигуры или тематического рисунка из дополнительных наборов на магнитах, внутри которых находятся ключи. Чтобы их получить из ячейки ящика, необходимо подвести соответствующий квадрат с ключом. Вынуть фишки нельзя, а можно только перемещать.

Работа с пособием.

Начинается с обследования руками с участием зрения двух контрастных поверхностей (например, гладкая-мягкая, шершавая-ребристая). Педагог пальцами одной руки медленно и легко проводит по одной поверхности и говорит: «Гладкая». Он делает это несколько раз и побуждает ребенка повторить эти действия и слова: «А теперь ты потрогай фишки на игровом поле». К планке соответствия нужно подвести квадрат с ключом с гладкой поверхностью, к планке, на которой находится магнитная карточка похожая на ощупь с данной поверхностью на двигающемся квадрате с ключом.

На следующем занятии педагог предлагает ребенку самостоятельно показать гладкую и шершавую поверхность; еще раз проводится осязательное обследование. На третьем занятии обследование и узнавание поверхностей проходят без участия зрения (глаза ребенку закрывают тканевыми очками или повязкой).

Педагог предлагает потрогать поверхность и сказать, какая она на ощупь. Постепенно добавляются новые поверхности.

  • Игра «Пощупай и назови!»
    Ребенку предлагают потрогать руками поверхности фишек, кубиков игрового поля и сказать, какие они на ощупь. При первом предъявлении обсуждаются материалы, из которых выполнены поверхности. В дальнейшем ребенок должен самостоятельно определить и назвать качественные свойства поверхностей.
  • Игра «Пойми меня!»
    В игре участвуют двое: перед одним ребенком выставлено задание на игровом поле, другой слушает задание. Первый ребенок проводит осязательное обследование игрового поля и должен определить, о какой поверхности идет речь, и подвести фишку к планке соответствия в заявленном порядке.
  • Игра «Найди пару!»
    Ребенку предлагают потрогать руками поверхности фишек, кубиков игрового поля и сказать, какие они на ощупь, кто нарисован на магнитных карточках опираясь только на тактильную чувствительность. Ответить на вопрос педагога, например, “кто, что любит?” и подвести кубики фишки к планке соответствия, например, заяй-морковка и т.д.

Задача игрока собрать все 4 ключа, вставить в соответствующие замки такой же формы, открыть шкатулку и получить приз, празднуя победу!

Применение вышеописанных пособий позволяет педагогу решить задачу развития осязания и тактильного восприятия и повышает мотивацию детей. В результате проводимой работы педагогами, представления детей об объектах и предметах окружающего мира уточняются и обогащаются, речь, образная память, ассоциативное мышление развиваются. Они учатся активно взаимодействовать друге другом, проявлять инициативу, самостоятельность.

Предлагаемые игры также развивают у дошкольников с нарушением зрения компенсаторные механизмы, которые позволяют им создавать более полный образ предметов на основе взаимодействия нарушенного зрения и осязания. Наряду с этим дети начинают активно включать осязательное обследование в самостоятельную познавательную деятельность, овладевают эффективным способом обследования предметов — бимануальным (выполняется двумя руками) и повышают культуру процесса осязания.